Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

Цвет сайта:

Кернинг:

Изображения:

Обычная версия:

Технологический университет
имени дважды Героя Советского Союза,
летчика-космонавта А.А. Леонова

4.3. Методика оценки эффективности реализации Программы развития университета

Методика оценки эффективности реализации Программы развития университета

Оценка эффективности реализации Программы развития осуществляется ежегодно путем представления учредителю отчета о реализации программы с выделением в нем раздела «Анализ эффективности реализации Программы развития» в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке программ развития образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (от 12 января 2023 года № МН-7/102). В отчете также отражаются предложения по включению в Программу развития новых мероприятий в соответствии с национальными целями развития, приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации, а также предложения по корректировке неактуальных мероприятий программы.

Текущий (ежемесячный) мониторинг эффективности реализации Программы развития осуществляется на основании «дорожной карты» реализации программы, разрабатываемой университетом самостоятельно и предусматривающей детализацию плана мероприятий программы.

В целях мониторинга реализации мероприятий Программы развития на основе уже используемых и разрабатываемых цифровых сервисов планируется создание цифровой системы оценки эффективности реализации Программы развития с функцией автоматизированного сбора информации по подразделениям, аналитическими и прогностическими функциями. Для руководителя цифровая система представляет собой информационную панель, генерирующую «умные» отчеты в реальном времени, с помощью которой можно видеть, что происходит с показателями и группами показателей в настоящем периоде, а также осуществлять корректирующие и управляющие воздействия.

Оценка эффективности реализации программы развития осуществляется ежегодно в соответствии с интегральным показателем эффективности I, который рассчитывается по формуле:

\( I = \frac{{M + P + R}}{3} \times 100\% \)

где M – показатель оценки эффективности выполнения мероприятий программы развития образовательной организации;

P – показатель оценки эффективности достижения целевых показателей программы развития;

R – показатель эффективности оценки использования ресурсов, запланированных на реализацию программы.

При этом значение интегрального показателя:

- от 100% до 75% - соответствует высокой эффективности реализации программы развития образовательной организации;

- от 50% до 75% (включая оба значения) – соответствует эффективной реализации программы развития образовательной организации;

- менее 50% - не соответствует эффективной реализации программы развития образовательной организации.

Показатель оценки эффективности выполнения мероприятий программы развития образовательной организации M рассчитывается на основании выполнения мероприятий плана реализации мероприятий программы развития по формуле:

$$M=\sum_{i}^{}{\frac{m_{i}}{i}}$$

где mi – оценка эффективности выполнения мероприятий i-го раздела в плане мероприятий по реализации задач программы развития образовательной организации (в соответствии с приложением №2);

i – количество разделов в плане мероприятий по реализации задач программы развития образовательной организации (в соответствии с приложением №2), принимающее значение в интервале от 8 до 10 (в соответствии с количеством подразделов в разделе 3 программы развития).

$$m_{i}=\sum_{j}^{}{\frac{k^{i}_{j}}{maxj}}$$

где i – номер раздела плана;

j – номер мероприятия i-го раздела плана;

\(k^{i}_{j}\) - значение показателя, равное:

1 – если j-е мероприятие i-го раздела плана реализовано в соответствии с планом;

0,5 - если j-е мероприятие i-го раздела плана реализуется в соответствии с планом;

0,25 - если j-е мероприятие i- го раздела плана реализуется с отклонением от плана;

0 - если j-е мероприятие i-го раздела плана не реализуется в соответствии с планом.

Показатель оценки эффективности достижения целевых показателей программы развития P рассчитывается на основании достижения плановых значений целевых показателей реализации программы развития образовательной организации, относящихся к «Категории А» и «Категории Б» (приложение №1) по формуле:

$$P=\sum_{i}^{}{\frac{p_{i}}{A+B}}$$

где pi – оценка эффективности достижения целевых показателей в плане мероприятий по реализации задач программы развития образовательной организации (в соответствии с приложением №1);

А – количество плановых значений целевых показателей реализации программы развития образовательной организации, относящихся к «Категории А»;

Б – количество плановых значений целевых показателей реализации программы развития образовательной организации, относящихся к «Категории Б»;

$$p_{i}=\sum_{j}^{}{\frac{p_{j}}{maxj}}$$

где j – номер целевого показателя реализации программы развития образовательной организации;

pj – может принимать значения:

1 – если показатель j достигнут в соответствии с планом;

0,75 – если показатель j отклонился от плана не более чем на 10%;

0,5 – если показатель j отклонился от плана не более чем на 25%;

0,25 – если показатель j отклонился от плана не более чем на 50%;

0 – если показатель j отклонился от плана на 50% и более.

Показатель эффективности оценки использования ресурсов, запланированных на реализацию программы R, рассчитывается на основании достижения плановых значений финансовых показателей программы развития в соответствии с подразделом 2 «Финансово-экономическая модель» раздела 4 «Мероприятия по достижению целевой модели образовательной организации» и приложением №3 и рассчитывается по формуле:

$$R=\frac{(r_{1} + r_{2})}{2}$$

где r1 и r2 – оценка эффективности выполнения показателей доли бюджетных и внебюджетных средств (от иной приносящей доход деятельности) доходов по реализации программы развития образовательной организации в соответствии с приложением №3 к программе развития образовательной организации. Показатели могут принимать следующие значения:

1 – если показатель достигнут в соответствии с планом;

0,75 – если показатель отклонился от плана не более чем на 10%;

0,5 – если показатель отклонился от плана не более чем на 25%;

0,25 – если показатель отклонился от плана не более чем на 50%;

0 – если показатель отклонился от плана на 50% и более.

Показатель эффективности использования ресурсов, запланированных на реализацию программы R рассчитывается на основании достижения плановых значений финансовых показателей программы развития в соответствии с подразделом 2 «Финансово-экономическая модель» раздела 4 «Мероприятия по достижению целевой модели образовательной организации» и приложением № 3 и может принимать следующие значения:

1 – если показатель достигнут в соответствии с планом;

0,75 – если показатель отклонился от плана не более чем на 10%;

0,5 – если показатель отклонился от плана не более чем на 25%;

0,25 – если показатель отклонился от плана не более чем на 50%;

0 – если показатель отклонился от плана на 50% и более.

С целью оценки эффективности реализации «дорожной карты» Программы развития вводится группа показателей, которая собирается ежемесячно и включает целевые показатели группы «Категория Б». Список показателей представлен в Приложении № 1 Программы (показатели группы «Категория Б»). На основе ежемесячного мониторинга данные агрегируют за отчетный год.

В интересах мониторинга и учета специфики университета, региональной и отраслевой среды с 2025 года вводится система индексов эффективности реализации программы (показатели группы «Категория Б» Приложения № 1 Программы развития), которые могут быть распространены на другие университеты, в том числе для построения рейтингов. Разработка и внедрение системы индексов включены в план мероприятий Программы развития как отдельное мероприятие.