Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

Цвет сайта:

Кернинг:

Изображения:

Обычная версия:

Технологический университет
имени дважды Героя Советского Союза,
летчика-космонавта А.А. Леонова

5.3.3. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА

Область науки:

5.Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей:

5.3. Психология

Наименование отрасли науки, по которой присуждаются ученые степени:

Психологические
Технические

Шифр научной специальности:

5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Направления исследований:

1. История и методология исследований в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики.
2. Концептуальные основы трудовой деятельности и рабочего поведения:
2.1. Психологический анализ и проектирование объекта, предмета и условий труда, компонентов труда, системы трудовых задач, должностной позиции и трудового поста работника; форм организации труда, ответственности и распределения властных полномочий; системы оценки труда сообразно психологическим особенностям и жизненным ориентациям работника;
2.2. Психологические требования к профессиональным компетенциям; профессиональный опыт и индивидуальный стиль трудовой деятельности; разработка технологий диагностики и развития профессионально важных качеств работника в разных видах труда; психосемантика профессий;
2.3. Профессиональный отбор и подбор персонала; профессиональное обучение, развитие и психологическое сопровождение персонала; коучинг; социально-психологическая реадаптация участников экстремальной деятельности.
3. Формирование и развитие человека как работника:
3.1. Становление профессиональных интересов и склонностей; мотивация первичного выбора профессии; профессиональная ориентация на этапе выбора профессии;
3.2. Этапы профессионального становления, новообразования и кризисы профессионального роста; развитие карьеры у работников разных категорий; мотивация смены профессии и профессиональная переориентация в зрелом возрасте; конструктивные и деструктивные формы профессионального развития; профессиональная идентичность;
3.3. Психологическое обеспечение профессиональной ориентации и профконсультирования на этапах первичного и вторичного выбора профессии;
3.4. Психологическое обеспечение трудоустройства и адаптации лиц с ограниченными возможностями.
3.5. Труд и работа в комплексной системе сфер жизнедеятельности человека (учеба, работа, семья, отдых, досуг); соотношение труда и внерабочих сфер жизнедеятельности.
4. Психологические особенности управленческой деятельности и управления:
4.1. Диагностика и оптимизация профессионально важных качеств и стиля взаимодействия руководителя.
4.2. Диагностика и формирование команд, подготовка отдельных работников и групп к участию в принятии управленческих решений, к самоуправлению.
4.3. Социальное проектирование по критериям жизненных интересов персонала.
4.4. Психологические особенности организационного развития и проектирования, философии (миссии) организации, выработки маркетинговых стратегий.
5. Регуляция профессиональной деятельности и рабочего поведения человека как индивидуального и коллективного субъекта труда:
5.1. Психологический анализ ценностных ориентаций, отношения к труду и удовлетворенности работой сотрудников традиционных и виртуальных организаций; включенность в организационную культуру; доверие в организации; психологический контракт; профессиональные деформации;
5.2. Трудовая мотивация; оценка мотивации; мотивация на разных этапах профессионального развития; вовлеченность в работу; трудовая мотивация и приверженность организации; мотивирование персонала;
5.3. Формы и способы взаимодействия на вертикальном (руководитель - подчиненный) и горизонтальном (участники совместной деятельности) уровнях; особенности коммуникаций сотрудников в Интернет-среде; социально-психологический климат, психологическая совместимость и сплоченность; типология и методы разрешения конфликтных ситуаций в организации;
5.4. Особенности когнитивной сферы человека при выполнении профессиональных задач; актуализация когнитивных ресурсов в напряженных и экстремальных условиях деятельности, при принятии управленческих решений; требования к когнитивной сфере работника в современных компьютеризованных видах труда в реальной и виртуальной среде, при взаимодействии с искусственным интеллектом; юзабилитиинженерия; когнитивная эргономика.
6. Работоспособность и функциональные состояния человека в трудовой деятельности:
6.1. Работоспособность человека и ее динамика в различных видах труда; эмпирические и математические модели работоспособности; работоспособность, трудоспособность и дееспособность; психологическое здоровье работника; психология безопасности труда;
6.2. Функциональные состояния оптимального и деструктивного типа, типичные для различных видов профессий и форм организации труда; функциональные состояния, характерные для представителей «опасных» и напряженных профессий; диагностика и оптимизация функциональных состояний; психологическое проектирование условий труда, разработка и внедрение комплексных программ преодоления утомления, монотонии, стресса.
7. Методы исследования и проектирования, технологии психологического сопровождения работника:
7.1. Методы анализа и проектирования трудовой деятельности и рабочего поведения, организационного проектирования, организационных изменений;
7.2. Методы анализа и проектирования формирования и развития человека как работника;
7.3. Методы анализа и проектирования психологических особенностей управленческой деятельности и управления:
7.4. Методы анализа и проектирования регуляции профессиональной деятельности и рабочего поведения человека как индивидуального и коллективного субъекта труда;
7.5. Методы анализа и проектирования работоспособности и функциональных состояний человека в трудовой деятельности.

Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):

5.3.2. Психофизиология
5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология