Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

Цвет сайта:

Кернинг:

Изображения:

Обычная версия:

Технологический университет
имени дважды Героя Советского Союза,
летчика-космонавта А.А. Леонова

4.2. Финансово-экономическая модель реализации Программы развития

Финансово-экономическая модель реализации Программы развития

Формирование устойчивой финансово-экономической модели реализации Программы развития является одним из приоритетных направлений в общей стратегии развития Университета, целью которой является сохранение статуса работодателя, обладающего финансовой стабильностью и обеспечение достойной оплаты труда работникам.

Поддержание устойчивости финансово-экономической модели основывается на структурированной взаимосвязи всех направлений и видов деятельности, целенаправленности и конкретизации проводимых мероприятий, проектов, принципах четкости и проверяемости финансовых и операционных показателей, а также гибкостью, расширением и углублением системы эффективного прогнозирования, планирования, анализа и аудита доходной и расходной частей бюджета Университета путем распределения финансовой ответственности, в том числе между структурными подразделения Университета как центрами финансовой ответственности.

Основные показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность Университета представлены в Таблице 2.

Таблица 2.
Финансово-экономическая деятельность за 2019-2022 годы (тыс. руб.)

№ п/п 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
1. Поступление доходов
857 505,70 903 857,20 872 756,40 975 612,40
2. Субсидии
598 383,70 621 482,50 543 546,40 630 565,50
3. Поступления от оказанных услуг, в том числе:
259 122,00 282 374,70 329 210,00 345 046,90
3.1. от основной образовательной деятельности
236 386,30 237 585,50 273 666,50 278 333,80
3.2. от реализации дополнительных образовательных программ
7 008,20 2 706,30 1 755,80 1 309,40
3.3. от научной (научно-исследовательской) деятельности
13 104,40 37 511,50 49 866,50 59 635,60
3.4. от прочих видов деятельности
2 623,10 4 571,40 3 921,20 5 768,10
4. Выплаты по расходам, в том числе:
838 342,30 971 648,50 942 979,50 1 002 947,00
4.1. на выплаты персоналу всего:
619 418,00 707 498,80 724 609,00 759 593,50
4.1.2001. из них: оплата труда
483 518,60 551 109,70 563 257,80 590 439,80
4.1.2002. начисления на выплаты по оплате труда
135 899,40 156 389,10 161 351,20 169 153,70
4.2. стипендии
47 267,30 53 030,50 56 071,50 60 494,90
4.3. расходы на закупку товаров, работ, услуг, всего:
171 657,00 211 119,20 162 299,00 182 858,60
4.3.2001. закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества
0 0 0 0
4.3.2002. строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества
0 0 0 0
4.3.2003. прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд
137 975,20 176 350,50 130 307,50 151 060,50
4.3.2004. работы, услуги по содержанию имущества
33 681,80 34 768,70 31 991,50 31 798,10

Анализ приведенных показателей позволяет говорит об эффективности деятельности Университета, однако ряд показателей (в первую очередь – доля средств от иной приносящей доход деятельности в общем объеме финансирования) находятся на низком уровне, что требует к себе повышенного внимания и более глубокого анализа причинно-следственной связи, в том числе в части формирования доходной составляющей плана финансово-хозяйственной деятельности.

Расходная часть бюджета Университета в первую очередь была направлена на финансирование оплаты труда сотрудников, в том числе на поддержание уровня заработной платы работников согласно Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Значительные объемы средств были направлены на развитие образовательной среды (закупка оборудования, техники, учебно-методический пособий и материалов), а также на создание и поддержание на требуемом уровне санитарно-эпидемиологического состояния и безопасности образовательного процесса и проживания в общежитии.

Основные риски нестабильности в области финансово-экономической деятельности связаны с интеграцией в федеральную систему нормативно-правового поля и необходимости приведения в соответствие с федеральными требованиями и стандартами всех систем и направлений деятельности Университета.

Финансово-экономическая модель реализации Программы развития формируется исходя из:

совокупности основных источников доходов за счет бюджетных и внебюджетных средств, необходимых для осуществления деятельности Университета;

формирования единой политики в части управления финансовыми ресурсами, контроля и координации взаимодействия между структурными подразделениями Университета как в горизонтальном, так и в вертикальном срезе;

прогнозирования, разработки и реализации согласованных мер, направленных на обеспечение финансовой устойчивости и дальнейшего развития Университета;

изыскания, анализа и формирования действенных условий и предпосылок для повышения эффективности использования финансового потенциала и имеющихся финансовых ресурсов, в том числе и оптимизации структуры расходов в соответствии с уставными целями деятельности и политики развития Университета;

формирования и введения в действие системы центров финансовой ответственности в рамках внутренней структуры Университета;

формирования и углубления основных принципов финансово-экономической модели Университета, а именно:

доведение качества финансового менеджмента до уровня «высокий» посредством введения системы оценки финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений Университета как центров финансовой ответственности;

формирование транспарентной системы развития и контроля новых и оценке действующих проектов в Университете;

проведение внутренних конкурсных процедур по выбору перспективных проектов;

оценка экономической эффективности и формирование портфеля приоритетных проектов и мероприятий развития Университета;

обеспечение устойчивой финансовой поддержки проектов, мероприятий Университета.

Оптимизация финансово-экономической модели предусматривает увеличение доходной части: увеличение объема поступлений финансовых средств от оказания платных образовательных услуг от реализации основных и дополнительных программ, включая развитие системы корпоративного обучения; внедрение новых образовательных программ высшего образования, что позволит привлечь абитуриентов в том числе и из других регионов; привлечение средств предприятий и организаций реального сектора экономики города и регионов; коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности; увеличение поступлений от НИОКР, грантов; создание и наполнение фонда целевого капитала.

Финансовая модель Университета нацелена также на более эффективное расходование средств, в том числе на сокращение «непрофильных» затрат, рациональное управление имущественным комплексом.

Запланированный объем финансирования Программы развития до 2032 года составляет 2 031,40 млн руб., в том числе из средств федерального бюджета – 932,43 млн. руб.; бюджета Московской области – 214,36 млн руб., от приносящей доход деятельности – 884,61 млн руб.

Финансирование программы за счет средств федерального бюджета на период 2023-2032 годы предполагает расходование средств субсидии на финансовое обеспечение государственного задания – 388,54 млн руб., субсидий на иные цели – 389,47 млн руб.

Размер запланированного ежегодного финансирования Программы развития за счет средств федерального бюджета составит 37,81 млн руб. начиная с 2025 года до 112,69 млн руб. в 2032 году.

Учитывая, что в 2023 году Университет передан в федеральную собственность и финансирование осуществляется, в том числе за счет средств бюджета Московской области, на период с 2023-2026 годы. запланировано привлечение финансирование Программы развития за счет регионального бюджета в объеме 214,36 млн руб. на реализацию образовательной, молодежной политики, политики в области научно-исследовательской деятельности и инноваций, развитие инфраструктуры и цифровой трансформации.

Таблица 3.
Финансовое обеспечение Программы развития (млн руб.)

Объемы финансового обеспечения, млн руб.
2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032
Ежегодные планируемые затраты на реализацию Программы развития,
в том числе:
123.64 112.62 105.02 293.02 300.22 149.67 204.56 223.8 250.54 268.31
из них: Образовательная политика
50.42 60.19 57.85 65.4 67.12 81.57 117.28 132.68 155.1 170.56
Политика в области научно-исследовательской деятельности и инноваций
15.83 12.37 11.21 14.32 15.53 21.87 37.94 39.66 41.76 42.56
Молодежная политика
8 8.5 5.72 8.5 8.62 9.85 10 10 10 10
Политика по развитию человеческого капитала
- 11.26 9.53 12.32 13.25 13.5 15.2 16.3 17.5 18
Политика по развитию инфраструктуры
16.39 5 14.47 187.5 190.5 14.79 15.5 16.5 17.5 18.5
Политика в области цифровой трансформации
33 11.37 3.12 2.02 2.13 4 4 4 4 4
Система управления Университета
- 0.08 0.1 0.1 0.12 0.12 0.14 0.16 0.18 0.19
Социальная миссия Университета
- 3.85 3.02 2.86 2.95 3.97 4.5 4.5 4.5 4.5
Доля затрат на мероприятия Программы развития от общего объема доходов, %
11.5 12 12.5 28.4 28.47 14 16 16.5 17 17.5

Общий объем предусмотренного финансового обеспечения реализации Программы развития на 2023 год составляет 123,64 млн руб., в том числе за счет средств бюджета Московской области 106,34 млн руб., за счет средств от приносящей доход деятельности 17,30 млн руб. Основные средства привлечены на улучшение материально-технической базы Университета в части приобретения учебно-научного оборудования, оборудования по реализации политики цифровой трансформации.

Финансовое обеспечение реализации Программы развития 2023 году не предусматривает дополнительных бюджетных ассигнованиях и, соответственно, не требует выделение дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На реализацию мероприятий образовательной политики ежегодно из всех источников будет выделяться от 50 до 170 млн руб. При этом до 40 % объема финансирования предполагается за счет средств субсидии на выполнение государственного задания на оплату труда профессорско-преподавательского состава, задействованного в реализации мероприятий Программы развития, в том числе развитию сектора дополнительного образования.

Финансирование научно-исследовательской и инновационной деятельности из всех источников будет направлено на осуществление прорывных разработок, обеспечивающих выход на производство высокотехнологичных изделий, создание нового структурного подразделения, открытие технологического инкубатора, формирование новых исследовательских команд по приоритетным направлениям исследований Университета, наращивание объемов научной деятельности, проведение конкурсов университетских грантов для поддержки молодых ученых, создание новой лаборатории. Для реализации поставленных задач Университет планирует привлечение финансирования к 2032 году более чем в два раза (15,83 млн руб. в 2023 году и 42,56 млн руб. в 2032 году).

На реализацию проектов молодежной политики ежегодно планируется выделять от 8 до 10 млн руб., в том числе за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, регионального бюджета. Финансирование будет направлено на развитие молодежного технологического предпринимательства, развитие системы самоуправления и наставничества, системы поддержки молодежных инициатив, продвижение социально-значимых сервисов Университета, усиление его позиций в цифровом и медийном пространстве, создание Психологической службы Университета, развитие и поддержка молодежных сообществ и клубной деятельности, создание условий для интеграции молодежи в профессиональные сообщества, обеспечение трудоустройства выпускников Университета и содействие их занятости.

Финансирование политики в области развития человеческого капитала составит от 11 до 18 млн руб. ежегодно, что позволит реализовать мероприятия по развитию управленческих команд – лидеров внедрения новой образовательной модели и управлению компетенциями персонала, необходимыми для реализации Программы развития и достижения ее целевых показателей, комплексную программу поддержки молодых научно-педагогических работников.

Реализация политики по развитию инфраструктуры предполагает финансирование из собственных средств в размере от 5 до 18,5 млн руб. на модернизацию аудиторного и учебно-лабораторного фонда, создание современных пространств, развитию инфраструктуры способствующей формированию здорового образа жизни обучающихся. развитию социальной инфраструктуры, реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья, модернизацию необходимых систем безопасности, в том числе, систем контроля управления доступом, средств субсидии на иные цели – подготовки проекта для завершения строительства учебно-лабораторного корпуса и ввод в эксплуатацию дополнительных учебных и научно-исследовательских площадей, отвечающих современным требованиям развития образовательной и научной деятельности (14,47 млн руб. в 2025 году, на капитальный ремонт общежития (375,00 млн руб. 2026-2027 годы).

Планирование бюджета Программы развития осуществлялось исходя из объемов фактического финансирования, в том числе из бюджета Московской области с учетом увеличения контингента студентов за счет средств федерального бюджета и приносящей доход деятельности, увеличение слушателей и расширения спектра корпоративного образования в части реализации дополнительного образования для предприятий и организаций города и регионов, наращивания объемов финансирования и привлечения средств на выполнение НИОКР, а также с учетом среднегодовой инфляции.

На период с 2023-2024 годы бюджетные ассигнования федерального бюджета на мероприятия по капитальному ремонту и строительству объектов Университета не предусмотрено.