Дорогая моя Столица, золотая моя Москва

Дорогая моя Столица, золотая моя Москва

Адрес: 141070, г. Королёв, Подлипки, ул. Октябрьская, д. 10а

Сорок Сороков

Паламарчук П. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. В 4-х томах. М. Книга и бизнес. Кром. 1992-1995 гг. Сорок сороков» — первая в отечественной печати краткая иллюстрированная история всех московских церквей, как дошедших до наших дней действующими или закрытыми, так и разрушенных после 1917 г. Ее четыре тома разбиты по исторически сложившимся частям города, содержат более восьми с половиною сотен отдельных описаний и около трех тысяч старых и новых снимков, а также перечень источников по каждому храму — не только православному, но и по всем другим, от старообрядческих до иудейских. А поскольку духовная жизнь москвичей и, шире, жителей России всегда имела своим средоточием церковь — перед читателем проходит как бы в сокращении и наглядном пособии вся история «первопрестольный столицы» Руси воочию. Собрал ее в течение пятнадцати лет писатель Петр Паламарчук, который постарался снабдить четырехтомник не только известными любителям сведениями, но и почти неведомыми, извлеченными из самиздатовских рукописей и недоступных прежде зарубежных изданий. По сравнению с первым изданием «Сорока сороков», выпущенным в Париже в 1988—1990 гг. при содействии А.И. Солженицына, отечественный вариант полностью переработан, снабжен более чем пятью тысячами дополнений с поправками и доведен вплоть до конца 1990 г. В первом томе рассказано о соборах Кремля и московских монастырях. Второй том посвящен сердцу русской столицы, заключенному ныне в пределах Садового кольца: Китай-городу, Белому городу, Земляному городу и Замоскворечью. Среди всех кратких описаний особо выделены своего родаподлинные исторические сказания о храме Василия Блаженного, соборе Казанской Богоматери на Красной площади – памятнике победы над польско-литовским нашествием, горькая повесть о судьбе всенародной святыни - храме Христа Спасителя, трагическое повествование о замоскворецкой Марфе-Мариинской обители и ее основательнице. Причисленной ныне к лику новомучениковРоссийских, великой княгине Елизавете Федоровне. Впервые обнародованы прежде совершенно «непечатные» истории о закрытии и разрушении храмов после 1917 г.; но есть и сведения о борьбе вокруг открытия вновь известных церквей – таких как Большое Вознесение, где венчался А.С. Пушкин, и церковь Рождества Богородицы в Путинках. Третий том четырехтомника, самый объемный по своему составу, описывает храмы, располагавшиеся между Садовым кольцом и границей города Москвы в 1917 г. – Окружной железной дорогой. В него включено 280 статей и почти семь с половиной сотен старых и новых снимков. Особое внимание уделено открытым буквально «на глазах» прежде обесчещенным церквям. Наряду с широко известными соборами и храмами пристально рассмотрены церкви, ранее почитавшиеся как бы «за пределами» внимания искусствоведов, но насущно необходимые москвичам, те, где молиться могли больные, призреваемые, престарелые и даже осужденные. Четвертый, последний том собрания, поделен на две части. Первая – посвящена бывшим селам и усадьбам Москвы, которые вошли в ее границы, после 190 года – здесь содержится история не только храмов, но также наиболее родовитых владетелей Московского царства, живших вокруг «стольного града». Вторая половина тома рассказывает об «иноверцах и инославцах» - старообрядцах, армяно-грегорианах, католиках, англиканах, лютеранах, евангелистах, магометанах и иудеях, которым гостеприимная Москва также предоставляла поле для вероучительной деятельности среди своих единоверцев. Том заканчивают 3 азбучных указателя: церквей, которые существовали в первопрестольной столице, но были упразднены до 1917 года; имен храмов и их адресов.


Москва и москвичи

Гиляровский В.А. Москва и москвичи: Очерки. – Мн.: Высшая школа, 1980. – 350 с. Известный московский журналист, писатель, вступивший в мир литературы вместе с А.П.Чеховым, поэт «некрасовского строя лиры», В.А.Гиляровский (1853—1935) более всего прославился среди современников как знаток и бытописец Москвы. «Дядя Гиляй», как любовно окрестил друга А.П.Чехов, знал родной город наизусть, изъездил его вдоль и поперек. И его знали и любили москвичи (и не только москвичи) всех сословий, его статьями зачитывались, к его мнению прислушивались.На страницах книги Гиляровскмйс энциклопедической точностью описываются события и характеры неизвестной Москвы конца XIX - начала XX века. От внимания автора, кажется, не ускользнула ни одна деталь, ни одна подробность московского быта. С одинаковым увлечением Гиляровский рисует характеры обитателей дна и актеров, полицейских и пожарных, трактирных завсегдатаев и аристократов. Издание адресовано широкой читательской аудитории.


Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы

Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / Сост. Ю.Н. Александров. – М.: Московский рабочий, 1990. – 416 с.: ил. – (Клуб любителей истории Отечества). «Старая Москва» Михаила Ивановича Пыляева – уникальная энциклопедия-путеводитель по той матушке-Москве, о которой ходили легенды уже в XIX столетии. В отличие от императорского Петербурга, Москва так и осталась царским городом, сохранив тягу к привольной и роскошной жизни, где дом любого вельможи представлял собой двор самодержавного властителя в миниатюре. Это памятник той, теперь уже былинной эпохе, когда облик города и неповторимую московскую атмосферу определяли известные исторические личности – Новиков, Румянцев, Суворов, Орлов, представители знатнейших семейств – Нарышкиных, Шереметевых, Юсуповых, Голицыных. Они строили дворцы и закладывали парки, держали театры, устраивали празднества, на которых не один день от всей души веселился целый город.Истории, составившие эту книгу, редко встретишь в исторических трудах. Это неповторимые и яркие моменты жизни, какими они запомнились современникам этих событий. Грустные, поучительные, забавные, увлекательные – все они подлинные, как и портреты основных действующих лиц.


Записки старого московского жителя

Карамзин Н.М. Записки старого московского жителя: Избранная проза / Сост., предисловие и примечание Вл. Б. Муравьева. – М.: Московский рабочий, 1988. – 527 с. – (Литературная летопись Москвы). В настоящий сборник включены избранные прозаические произведения замечательного русского писателя Н. М. Карамзина (1766-1826). Среди них повести "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Марфа-посадница", сказки, рассказы и очерки, показывающие быт современной писателю Москвы и рассказывающие о ее истории, - "Записки старого московского жителя", "Путешествие вокруг Москвы", а также главы из "Истории государства Российского". Ряд произведений, вошедших в сборник, не переиздавался в течение многих лет.


Москва, 1941 – 1945 годы

Москва, 1941 – 1945 годы. – М.: «Московский рабочий», 1971. – 136 с. Москва – город-герой. Высшей наградой – орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» отмечена столица за массовый героизм, стойкость и мужество трудящихся в Великой Отечественной войне. В 1941 году в грандиозном сражении у стен Москвы начался закат немецкого фашизма. …Гитлер придавал исключительное значение захвату Москвы. Он привык, что на Западе взятие столицы предрешало исход войны. Как и Наполеон, он полагал, что стоит его войскам войти в Москву – и русский народ станет на колени. На защиту столицы поднялся весь советский народ. Десятки тысяч подростков и женщин строили можайский и вяземский рубежи обороны. Вокруг города создавалась Московская зона обороны глубиной в 40 километров. Для защиты столицы и Центрального промышленного района в кратчайший срок была создана крепкая система противовоздушной обороны. У станков стояли женщины, старики и подростки, сменившие ушедших в бой мужей, сыновей и отцов. В октябре – в критические дни стремительного продвижения врага к городу – из коммунистов и комсомольцев сформировали четыре дивизии, стоявшие насмерть на подмосковных рубежах. Провал немецкого наступления на Москву означал крах плана Гитлера выиграть войну за одну кампанию, крах его военно-политических расчетов.


Moscow – 80. Game of the XXII Olympiad Moscow 1980

Moscow – 80. Game of the XXII Olympiad Moscow 1980/ Москва 80. XXII Олимпийские игры. – М.: Издательство Физкультура и спорт (Офсетная печать), 1980. (на английском языке). Посвященный олимпийскому движению фото-статистический альбом с отчетом об Олимпиаде 80 в Москве. Альбом "Москва-80", подготовленный издательством "Физкультура и спорт", рассказывает об Играх XXII Олимпиады, проходивших в столице Советского Союза с 19 июля по 3 августа 1980 года. Эти 16 незабываемых дней навсегда вошли в историю мирового олимпийского движения не только высокими спортивными результатами, показанными спортсменами, приехавшими в Москву со всех континентов земли, но прежде всего как яркий, красочный праздник спорта и искусства, отразивший стремление народов к миру, согласию, красоте. В альбоме читатель найдет репортажи обо всех наиболее значительных событиях Игр и познакомится со всеми героями Московской олимпиады.


Московскому метро - 70 лет

Журнал «WorldArt Музей». - Московскому метро - 70 лет. №14/2005. Издание посвящено 70-летию Московского метрополитена. Этот комплекс сооружений - не просто крупнейший подземный интерьерный ансамбль, но уникальный музей, представленный на страницах этого номера. Стиль первых станций метро складывался в синтезе пролетарской классики Ивана Фомина, рационализма Николая Ладовского, модернизма Николая Колли. Когда власть обаяла красота рукотворных подземелий, стиль расцвел мозаиками Александра Дейнеки на "Маяковской", забронзовел скульптурами Матвея Манизера на "Площади Революции"; в послевоенные годы оброс военной арматурой на "Семёновской", украсился триумфальными арками-вестибюлями на "Курской" и "Арбатской", выступил монументальными барельефами Георгия Мотовилова на пилонах "Электрозаводской". Московский метрополитен предстаёт перед читателями как огромная многоцветная палитра материалов, техник, классических и новых приёмов, фиксируя ежедневные трудовые и военные подвиги народа, что сродни работе кинематографистов-хроникёров или журналистов.