160 лет Государственной Третьяковской галерее

160 лет Государственной Третьяковской галерее

Т. 6. Государственная Третьяковская галерея / гл. ред. А. Барагамян; под ред. С. Суворова. - М.: Комсомольская правда: Директ-Медиа, 2011. - 95 с. - (Великие музеи мира). Датой создания Третьяковской галереи традиционно считается 1856, когда московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) приобрел первые работы современных русских художников. Его изначальной целью было создание художественной галереи, которая впоследствии могла бы преобразоваться в музей русского национального искусства. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие, - писал Третьяков в 1860, добавляя при этом, - я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников»... В XXI столетии Галерея превратилась, как и мечтал ее основатель, в один из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Музей постоянно пополняется произведениями как современного, так и классического русского искусства. В состав Галереи влился ряд малых московских музеев, представляющих сегодня филиалы Государственной Третьяковской Галереи, которые посвящены творчеству отдельных живописцев и скульпторов.


Гнедич П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. Европа и Россия: мастера живописи. / Пред.и комм. Н.В. Геташвили. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 448 с., илл. "История искусств" П. П. Гнедича появилась почти сто лет назад. Однако книганисколько не постарела и по-прежнему привлекает читателя разнообразием сведений, остроумием и легкостью изложения материала, великолепными иллюстрациями, оставаясь одной из лучших энциклопедий архитектуры, скульптуры и живописи. В книге рассказывается, как выглядело искусство Западной Европы после эпохи Возрождения и о развитии русского искусства во времена Руси, в послепетровский период, во второй половине XIX - началеXX века. Заслуга Гнедича П.П. в том, что именно он впервые аключил историю отечественного искусства в общемировой контекст. Он открыл российскому обществу имена и произведения русских гениев – мастеров живописи, зодчества, ваяния и показал их влияние на процесс развития искусства в других странах. Несколько сотен красочных иллюстраций, помещенных в книге, позволяют воочию убедиться в мастерстве и таланте наших художников.


Русская живопись 1860 – 1870. / Елена Матвеева. – М.: Издательство «Белый город»: ред. «Воскресный день», 2014 – 128 с. Шестидесятые годы современники называли эпохой Великих реформ. Отмена крепостного права обусловила появление новых тем. Искусство становилось общественной силой, и в центре его стояла потребность художников рассказывать о жизни простых людей. В этом томе представлены: И. К. АЙВАЗОВСКИЙ М. П.БОТКИН К. Б. ВЕНИГ В. В. ВЕРЕЩАГИН П. П. ВЕРЕЩАГИН Б. П. ВИЛЛЕВАЛЬДЕ A. M. ВОЛКОВ А. В. ГИНЕ П. Н. ГРУЗИНСКИЙ К. Ф. ГУН П.П. ДЖОГИН Л. Л. КАМЕНЕВ М. П. КЛОДТ А. И. МОРОЗОВ Н. В. НЕВРЕВ В. Г. ПЕРОВ М. И. ПЕСКОВ А. А. ПОПОВ В. В. ПУКИРЕВ Н. Е. СВЕРЧКОВ И. И. СОКОЛОВ Л. И. СОЛОМАТКИН Е. С. СОРОКИН К. А. ТРУТОВСКИЙ К. Д. ФЛАВИЦКИЙ В. Г. ХУДЯКОВ П. П.ЧИСТЯКОВ В. Г. ШВАРЦ


Русская живопись 1890 – 1900 / Наталия Майорова, Геннадий Скоков. – М.: Издательство «Белый город»: ред. «Воскресный день, 2014. – 128 с. Россия конца XIX века жила в смутном предчувствии перемен. Надежды и страхи, мистические пророчества и рационалистическая жажда деятельности - словом, все, что бывает характерно для общественных настроений рубежа столетий, соединилось с давними российскими противоречиями, все настойчивее требующими разрешения. Соединилось - и породило уникальную атмосферу, чрезвычайно благоприятную дляискусства. Начинается новый этап в развитии русской культуры, для которого характерен не только ее расцвет, но и чрезвычайное разнообразие, стирание жанровых границ, появление новых направлений и неповторимых личностей, в творчестве которых признаки этих направлений переплетались подчас самым неожиданным образом: историческая и жанровая живопись стали "местом встречи" реализма и символизма. В этом томепредставлены: А. Е. АРХИПОВ С. В. БАКАЛОВИЧ В. Н. БАКШЕЕВ Н. А. БОГАТОВ И. П. БОГДАНОВ Н. Е БОГДАНОВ С. И. ВАСИЛЬКОВСКИЙ А. М. ВАСНЕЦОВ М. А. ВРУБЕЛЬ Н. Н. ДУБОВСКОЙ И. И. ЕНДОГУРОВ Н. А. КАСАТКИН Ю. Ю. КЛЕВЕР Г. П. КОНДРАТЕНКО А. М. КОРИН С. А. КОРОВИН К. Я. КРЫЖИЦКИЙ Н. Д. КУЗНЕЦОВ К. В. ЛЕБЕДЕВ И. И. ЛЕВИТАН С. Д. МИЛОРАДОВИЧ М. В..НЕСТЕРОВ И. С. ОСТРОУХОВ Н. К. ПИМОНЕНКО И. П. ПОХИТОНОВ Ф. А. РУБО А. П. РЯБУШКИН С. И. СВЕТОСЛАВСКИЙ Н. А. СЕРГЕЕВ В. И. СУРИКОВ


Великие художники. Т.2. Айвазовский И.В. – М.: Издательство «Директ-Медиа»: ЗАО Издательский дом «Комсомольская правда», 2009. – 48 с. Второй том коллекции посвящён выдающемуся российскому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому (1817-1900). Айвазовский занимает исключительное место в истории не только русской, но и мировой пейзажной живописи. Слава одного из самых лучших маринистов пришла к художнику очень рано и венчала его творческий путь на протяжении шести-десяти лет. Чувство величественной красоты морской стихии отличает творчество мастера и выделяет его искусство из всего, что было создано в XIX веке в области маринистической живописи.


Великие художники. Т.11. Серов В.А. – М.: Издательство «Директ-Медиа»: ЗАО Издательский дом «Комсомольская правда», 2009. – 48 с. Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) по праву считается одним из ярчайших русских живописцев, графиков и портретистов Серебряного века. Художник уникального дарования и столь же разносторонний, он блестяще владел всеми живописными техниками и обладал почти фотографическим зрением. Острый глаз и точная рука позволяли Серову моментально схватывать цвет, форму, настроение натуры и передавать их с изумительной достоверностью. Разнообразие его творческих амплуа простирается от художника сельских идиллий до великосветского портретиста; он работал в разных техниках: от графических черно-белых портретов углем до сложных печатных эстампов литографии и офорта. Многогранность техники живописи включает в себя все существование в то время виды красок.


Великие художники. Т.30. Васнецов В.М. М.: Издательство «Директ-Медиа»: ЗАО Издательский дом «Комсомольская правда», 2009. – 48 с. Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) – основоположник особого «русского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в эволюции отечественного изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн. Художник утверждал: «Все великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве. Картины Виктора Михайловича оказали огромное влияние на целуюалеяду живописцев, а воплощенные в его работах былинные и сказочные образы в дальнейшем явилось основой множества визуально-пластических решений в отечественном кинематографе.


Великие художники. Т.33. Врубель М.А. Издательство «Директ-Медиа»: ЗАО Издательский дом «Комсомольская правда», 2009. – 48 с. Творчество Михаила Александровича Врубеля (1856 - 1910)– одно из самых загадочных и гениальных явлений отечественного искусствXIX века. Удивительная декоративность, неповторимые трагические и героические образы, а также мистическая атмосфера произведений выделяют этого уникального мастера из всей плеяды талантливых русских живописцев.


История иконописи: Истоки. Традиции. Современность.VI–Xxвека / Лилия Евсеева, Наталья Комашко, Михаил Красилин, Игумен Лука (Головков), Елена Осташенко, Ольга Попова, Энгелина Смирнова, Ирина Языкова, Анна Яковлева; Под ред. Т.В. Моисеевой. – М.: ИП Верхов С.И., 2014. – 288 с. В книге "История иконописи Истоки Традиции Современность VI — XX века" представлены наиболее значительные школы иконописи, начиная византийского периода, когда возникли первые школы иконописи, и далее, по хронологической линии, представлены все основные школы. Рассмотрены греческая школа иконописи, которая появляется после разрушения Византии, затем появление Иконописи в Древней Руси, далее рассмотрены школы иконописи таких православных стран как Болгария и Македония, а также Сербия. Уделено внимание иконописи Украины и Белоруссии, а также, как и нетрудно было догадаться уникальным в это ряду, иконопись Румынии и Молдовы. Тут надо сказать, что Молдова знаменита на весь мир своей иконописью в таких монастырях как Сучевица, Молдовица и Воронец. Здесь можно встретить иконопись не только внутри храмов, но и снаружи. В этом одна из особенностей данных молдавских монастырей. Кроме всего, с точки зрения художественной ценности, данные иконы также уникальны, как и по своей композиции, так и по колориту. На стенах даных монастырей, используется совершенно необычная для православных икон гамма цветов,- ярко голубая краска, к примеру. Эта книга - энциклопедия, но написана очень доступным языком. Среди иллюстраций - редко встречающиеся иконы, к каждой есть описание, комментарии и указано местоположение в настоящий момент.


Воловик А.М. Сказание о государстве Российском / А.М. Воловик. – М.: Издательский дом «АЛВО», 2013. – 552 с.: 320 с. В 2012 году, провозглашённом Годом российской истории, страна отметила 1150-летие российской государственности. Истории, в чём-то противоречивой, сложной, но постоянно развивающейся, живой. Истории, которую продолжать нам, гражданам современной России. А значит — знать об истоках государства Российского, знать важнейшие этапы его развития, видеть во всей сложности трудные моменты этого развития, представлять особенности государства, раскинувшегося на просторах самого огромного земного материка и вобравшего в себя десятки национальных сообществ, скрепляемых мощным государствообразующим русским народом. И, конечно, знать о самых выдающихся людях, чьими устремлениями и подвигами крепла мощь России, развивались её культура, наука, общественная жизнь, всматриваться, вдумываться в картины истории и современной жизни её многочисленных «градов и весей». Историю государства Российского невозможно представить без русских , мирового значения святынь: Московского Кремля, МГУ, Российской академии наук, Российской академии художеств, Большого и Малого театров, Третьяковской картинной галереи, Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина…. Главная идея всей книги – нельзя строить будущее без глубоких знаний и опоры на прошлое, бережное отношение к истории Отечества.


История искусств: учебное пособие / коллектив авторов; под научной ред. Г.В. Драча, Т.С. Паниотовой. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 680 с. – (Бакалавриат). Посвящено истории искусств, которая прослеживается как по отдельным этапам с эпохи палеолита до Новейшего времени, так и на примере творчества наиболее значимых представителей того или иного периода. Особенности искусства конкретной эпохи освещаются в социокультурном контексте. Целая глава в книге посвящена истории русского изобразительного искусства. Для студентов бакалавриата и магистратуры по направлению «Искусства и гуманитарные науки». Может быть интересно широкому кругу читателей и всем, кто специально изучает историю искусств или просто интересуется ею.